Православная история г.Зеленокумска
Благотворительная столовая
Свято-Крестовское благочиние
Обращение жителей г.Зеленокумска
Приход
Первоверховных апостолов
Петра и Павла
(ОСБ 1872)
ИНН 261 900 85
84
КПП 261 901 001
Р/сч 40703810160230100046
БИК 040 707
644
К/сч 30101810100000000644
Северо-Кавказского
СБ РФ г. Ставрополь
Да не оскудеет рука дающего!
Содержание сайта
30.01.2006
Слово Патриарха Московского и всея Руси.
Ваши Высокопреосвященства, Ваши Преосвященства, многоуважаемые представители власти и государственных структур, уважаемые деятели науки и культуры, досточтимые отцы, уважаемые представители науки и высших учебных заведений, дорогие братья и сестры!
Сердечно приветствую участников XIV Рождественских образовательных чтений и поздравляю с минувшими великими праздниками, к которым приурочено проведение настоящего форума — Рождеством Бога и Спасителя мира Иисуса Христа и Крещением Господним.
В этом году основная тема Чтений — соотношение и взаимодействие образовательных и церковных институтов в целях сохранения и упрочения вековых традиций российского образования и получения наиболее продуктивных результатов проходящих в данной сфере реформ.
Думаю, что все согласятся с тем, что духовно-нравственное возрождение нашей страны невозможно без развития соответствующей системы народного образования, обеспечивающей свободный доступ к национальному и мировому культурному и духовному наследию.
Православная Церковь рассматривает функцию образования не только в предоставлении человеку суммы знаний, соответствующей его возрасту и интересам общества, но и в создании условий для духовного становления личности. В соответствии с этим под образованием понимается непрерывный процесс, имеющий корни в прошлом и ведущий в будущее, цель которого - обеспечение связи поколений, передача знаний и традиций и, в конечном итоге, создание условий для целостного духовного, интеллектуального и культурного развития, как отдельной личности, так и всего общества в целом.
Образование, как одна из функций общественного развития, определяет эффективное взаимодействие всех его составляющих. Поэтому очевидно, что социальное партнерство религиозных организаций и государственных образовательных учреждений востребовано сегодня, как никогда ранее, особенно при выработке ценностных ориентиров у подрастающих поколений.
На наш взгляд, христианские духовно-нравственные ценности, закладываемые в процессе образования, составляют фундамент гармоничного развития личности и являются столь же неотъемлемым достоянием народов России, как и памятники материальной культуры. Если государство признает в качестве национального достояния православные храмы, иконы, причем, оставляя эти культовые сооружения и церковные святыни в своей собственности, возникает вопрос: почему в нашей стране до сих пор отсутствует государственное и общественное признание ценности религиозного образования? Почему, как и в годы государственного атеизма, мы встречаем столь активное противодействие преподаванию в школах предмета «Основы православной культуры и этики», а дипломы выпускников богословских учебных заведений или ученые степени, полученные в духовных академиях, по-прежнему не признаются государством?
Нам уже неоднократно приходилось говорить, выступая перед самыми высокими аудиториями, что, к сожалению, в существующей законодательной базе Российской Федерации до сих пор практически полностью отсутствует правовое регулирование негосударственного сектора образования, в том числе и религиозного. Как результат, в России, в отличие от большинства европейских стран, не разработаны правовые основы государственного признания и поддержки религиозных образовательных учреждений и преподавания основ знаний о религии в школе.
Кому-то покажется странным, что религиозные организации претендуют на государственную поддержку своих учебных заведений. Но сегодня всем нам необходимо осознать, что сфера образования — это один из важнейших элементов становления гражданского общества в России, а священнослужители и верующие граждане России — это его интегральная часть. И дело даже не в их числе, хотя оно весьма велико, а в их праве, как граждан демократического государства, получать государственное и общественное признание своей деятельности.
Мы глубоко убеждены, что наша общая забота о будущем нашего Отечества не может быть отделена от попечения о воспитании подрастающего поколения, равно как и от вопросов подготовки высокообразованных, профессионально подготовленных специалистов, обладающих мощным интеллектуальным потенциалом и способных достойно представлять российскую науку на международном уровне.
Апостол Павел, обращаясь с посланием к Солунским христианам, призывает их, испытывая все возможное, держаться исключительно доброго (ср.: 1Фесс.5,21). Следуя этому мудрому не только в духовном, но и в житейском отношении совету, сегодня необходимо с особой внимательностью рассмотреть и оценить процессы, происходящие в области образования и воспитания и выработать наиболее эффективные методы взаимодействия школы и Церкви для решения наиболее острых вопросов современности.
Официальный сайт Московского Патриархата Webmaster Сайт Ставропольской и Владикавказской Епархии